Принципы размещения подземных инженерных сетей

Подземные инженерные сети размещают под улицей таким образом, чтобы их эксплуатация, ремонт и замена в аварийных ситуациях могли осуществляться в кратчайшие сроки и с меньшими затратами. Улицей называют часть территории города (в пределах красных линий), предназначенную для движения транспорта и пешеходов, оборудованную средствами регулирования движения, освещением, имеющую зеленую зону и др. Городской дорогой называют часть территории города, по которой осуществляется движение транспорта.

Улично-дорожная сеть городов крайне не однородная. В зависимости от размеров города, его планировки, объемов и интенсивности движения она может состоять из магистральных дорог скоростного или регулируемого движения, магистральных улиц общегородского или районного значения, улиц и дорог в научно-производственных, промышленных и коммунально-складских зонах, пешеходных улиц и дорог, парковых дорог, проездов и велосипедных дорожек. Сеть городских дорог постоянно развивается как в количественном, так и в качественном отношении. Подземные инженерные сети располагают под улицами, руководствуясь следующими принципами:
1. Размещать подземные сети следует на специальных зеленых технических полосах или газонах, которые могут служить и разделительными полосами. Недопустимо их размещать под проезжей частью улиц, а под
тротуарами – нежелательно.
2. Для предотвращения просадок зданий и наземных сооружений СНиП 2.07.01-89 регламентируются минимальные расстояния от них до подземных коммуникаций. В зависимости от вида и глубины заложения
сетей это расстояние составляет от 2 до 15 м.
3. Все подземные инженерные сети прокладывают прямолинейно и параллельно оси улицы или линии застройки.
4. Все пересечения и ответвления прокладывают, как правило, под прямым углом к линии застройки.
5. Расстояние по горизонтали (в свету) от ближайших подземных инженерных сетей до зданий и сооружений следует принимать по прил. 1 – от 0,4 до 10,8 м.
6. В зависимости от функционального назначения сетей регламентируется минимальная глубина их заложения (СНиП 2.04.02-84, СНиП 2.04.03-85, СНиП 2.04.02-84), которая определяется: а) глубиной промерзания грунта (для водопровода, водостока, канализации, газопровода влажного газа); б) сохранностью сетей от воздействия внешних нагрузок.
Глубину заложения подземных сетей назначают с учетом их технологических особенностей, гидрогеологических условий и рельефа местности, а также способов производства работ.
Максимальную глубину заложения имеют, как правило, подземные сети канализации (до 6-8 м), наименьшую глубину – теплопроводы и кабели, укладываемые в каналы. Допускается также использование перекрытия
канала в качестве тротуара. При раздельной прокладке глубина заложения подземных сетей должна быть меньше технически оправданной.
7. Приближение подземных инженерных сетей к зеленым насаждениям определяют с учетом предотвращения возможности повреждения зеленых насаждений – от 1,5 до 2 м.
8. При ширине улиц более 60 м и соответствующем технико-экономическом обосновании следует предусматривать дублирование подземных сетей, т.е. их прокладку по обеим сторонам улицы.
9. На новых и реконструируемых магистральных улицах подземные инженерные сети следует прокладывать в общих коллекторах, которые значительно улучшают условия эксплуатации сетей и увеличивают их долговечность.
10. Размещение газопроводов из неметаллических труб следует предусматривать.
11. Расстояние по горизонтали (в свету) между соседними инженерными подземными сетями при их параллельном размещении следует принимать от 0,4 до 2,0 м, а на вводах инженерных сетей в зданиях
сельских поселений – не менее 0,5 м. Исходя из вышеизложенного инженерные сети следует прокладывать
преимущественно по улицам и дорогам, для чего необходимо в поперечных профилях улиц и дорог предусматривать места для укладки сетей: на полосе между красной линией и линией застройки – кабельные сети; под тротуарами – тепловые сети или проходные коллекторы; на разделительных полосах – водопровод, газопровод и хозяйственно-бытовую канализацию.
Под центральными проезжими частями скоростной дороги (СД), общегородской магистрали (ГМ) и магистрали районного значения (РМ) прокладка подземных сетей категорически запрещена. При соответствующем
обосновании может быть разрешена прокладка сетей под местными проездами и под проезжими частями РМ и улицы и дороги местного движения (УДМД). В этих случаях можно устраивать самотечные подземные сети –
водостоки, канализацию и дренажи.
Удаление подземных сетей от кромки проезжей части должно учитывать призму обрушения грунта в траншеях подземной прокладки. При устройстве подземных сетей в зоне СД, ГМ, РМ, как правило, надо предусматривать дублирующие прокладки, чтобы избежать поперечных пересечений этих магистралей. В полосе отвода СД допускается прокладка сетей, только обслуживающих непосредственно СД. Прокладка подземных сетей в основном должна быть завершена до начала застройки района (в том числе и до постройки дорог). Необходимо стремиться к совмещенной прокладке сетей в одной траншее или коллекторе. Размещение раздельно прокладываемых сетей необходимо с учетом срока их службы и вероятностной частоты вскрытия.
Размещение подземных сетей по отношению к зданиям, сооружениям, зеленым насаждениям и их взаимное расположение должно исключать возможность подмыва оснований фундаментов зданий и сооружений, повреждения близрасположенных сетей и зеленых насаждений, а также обеспечивать возможность ремонта сетей без затруднения для движения городского транспорта. Минимальная ширина прокладки для нормального
размещения одного комплекта инженерных подземных сетей должна составлять не менее 8-12 м; при распределении комплекта по обеим сторонам улицы – менее 6-12 м.
При пересечении подземных сетей между собой минимальное расстояние между ними в свету принимают от 15 до 40 см в зависимости от материала труб и назначения сетей.

Комментарии запрещены.