Применение безрельсового транспорта
Из-за значительного веса скребковые конвейеры находят применение только в долговременном подземном строительстве при значительных объемах работ. Ленточные конвейеры широко используют за рубежом.
Представляет интерес разработанный 1951 году в Шотландии канатно-ленточный конвейер, свободный от существенных недостатков обычных ленточных конвейеров. В настоящее время такие конвейеры используют на шахтах Англии, Канады и Северо-Африканского Союза.
Под безрельсовым транспортом подразумевают транспорт породы автомобилями и самоходными вагонетками или тележками. Такой транспорт не привязан к рельсовым путям, значительно упрощает разминовку и обладает большой маневренностью.
Автомобили (самосвалы) применяют при возведении крупных подземных сооружений значительных объемов, имеющих пролеты входных галерей, достаточные для движения автомобильного транспорта.
Погрузку породы в этом случае производят, как правило, экскаваторами.
, Недостатком применения автомобильного транспорта является необходимость усиленной вентиляции выработок. Электросамосвалы могут найти применение при возведении крупных долговременных подземных сооружений.
В СССР на Джезказганском руднике используют троллейно-кабелытые электросамосвалы ТКАС-5, изготовленные на базе автомобилей МАЗ-5. Питание осуществляют по гибкому кабелю, наматываемому на барабан или по троллею и кабелю, что увеличивает маневренность машины. Безрельсовый транспорт находит применение за рубежом, причем используют как колесные, так и гусеничные самоходные вагонетки с электроприводом и даже дизельные.
В Лотарингии применяют самоходные челночные электровагоны фирмы Джой грузоподъемностью 6, 12 и 20 г. Вагоны очень маневренны, имеют две поворотные оси с автомобильными колесами и электродвигатели постоянного тока.
Ток подают по гибкому плоскому кабелю, наматываемому на барабан.
Напряжение в сети 250- 500 в. Для разгрузки имеется донный скребковый конвейер.