Коррозия, вызываемая электрическими постоянными токами

Коррозия, вызываемая электрическими постоянными  токами

Для подземных кабелей и металлических трубопроводов особенно опасной является коррозия, вызываемая электрическими постоянными токами.

Основными источниками токов, вызывающих усиленную коррозию металлов, являются: трамвай и электрические железные дороги, работающие на постоянном токе; троллейбусные линии, в которых один из троллейбусных проводов имеет заземление или соединение с трамвайными рельсами; промышленные электрические установки постоянного тока.

Токи разрушительного действия могут попасть на трубопроводы и в оболочки подземных кабелей, как токи утечки (при непосредственной утечке тока из рельсов в оболочки кабеля по металлической цепи) или как блуждающие токи, попадающие на оболочки кабеля из земли. Токи первой группы значительно опаснее токов второй группы, но с ними легче бороться. Для этого достаточно выполнять основные нормальные технические условия и требования в отношении устройства электрических установок постоянного тока.

Токи второй группы — блуждающие токи — очень распространены. Повреждения, вызываемые ими, многочисленны, а защита от них сложна.

Величина блуждающих токов и степень их влияния на коммуникации зависят от ряда причин. Большое значение имеют состояние рельсовых путей, неисправность стыков, отсутствие электросоединителей на пересечениях, крестовинах и стрелках, незначительное сопротивление между рельсами и землей, недостаточное развитие отсасывающих кабелей, несоблюдение норм падения напряжения в рельсовой сети. При этих условиях блуждающие токи усиливаются, попадают на близлежащие подземные металлические коммуникации, обладающие высокой электропроводностью, и при переходе с них разъедают металл трубопроводов и кабелей.

Всероссийские, а затем всесоюзные водопроводные съезды неоднократно рассматривали причины повреждения чугунных водопроводных труб, вызываемые блуждающими токами. Многочисленные повреждения наблюдаются на стальных газопроводах, в том числе укладываемых в последнее время. Так, в Саратове, вследствие недостаточного количества тяговых подстанций, неудовлетворительного состояния трамвайных путей и отсасывающих кабелей на газопроводах наблюдаются напряжения от блуждающих токов до 8 в. Применяемая усиленная изоляция труб не дает достаточного эффекта, и газопровод в некоторых районах, как правило, больше 5 лет не служит. В одном из районов Москвы блуждающие токи пробили газопровод через 2-3 месяца после его укладки.

На электрифицированных участках железных дорог, где блуждающие токи особенно активны, бронированные кабели выходили из строя через 2 года, а голые освинцованные кабели — иногда через 2 месяца после их укладки.

Комментарии запрещены.