Возведение Сооружений Большого Пролета
После окончания бетонирования свода рекомендуется произвести нагнетание цементного раствора за обделку. Отдельные операции при этом способе требуют для своего выполнения ориентировочно следующего времени: Скорость возведения подземных сооружений способом опорных стен составляет от 0,3 до 1,0 ж готового сооружения в сутки. Для возведения подземных сооружений большого пролета не существует каких-либо особых разработанных практикой приемов.
Наибольшее распространение получили комбинированные методы, основывающиеся на схеме опорных стен. Имеются примеры, когда в скальных устойчивых породах работы велись сложным забоем с постепенным раскрытием всего профиля и без временного крепления.
В качестве примера рассмотрим способ возведения станции Библиотека имени В. И. Ленина первой очереди Московского метрополитена.
Поперечное сечение станции и схема разработки.
Станция расположена в неустойчивых породах. В верхней части под слоем насыпного грунта имеется пласт песка.
Далее залегают моренные глины, затем подморенные пески и, наконец, на глубине 15-18 м — плотные карбонные глины. Для возведения станции сначала были пройдены две нижние боковые штольни каждая шириною 4,5 м и высотою 2,8 м. Кровлю и стены штолен по мере проходки немедлено бетонировали с оставлением прохода для пропуска вагонеток; на некотором расстоянии друг от друга оставляли ходки в бетонном потолке штольни, через которые производили проходку второго яруса штолен 2. Штольни второго яруса немедленно бетонировали с оставлением ходков для проходки третьего яруса штолен.
Во время проходки штолен второго яруса породу ссыпали через окна в нижнюю штольню и отвозили к ближайшей шахте, где выдавали на поверхность.
Через ходки же производили и подачу в верхнюю штольню крепежного материала и бетона.
Наконец, проходили верхний, третий, ярус боковых штолен — 3 через ходки, оставленные в потолке штольни второго яруса.