Прокладка инженерных сетей

Общие принципы размещения и способы прокладки подземных сетей на городских территориях различного функционального назначения (жилые районы, промышленные площадки, парковые территории и др.).

Важнейшим элементом инженерного оборудования и благоустройства современного города являются его подземные коммуникации. Коммунальные предприятия, обслуживающие население города, имеют в своем составе подземные сети трубопроводов, каналов и кабелей. К ним относятся сети водоснабжения, канализации, газоснабжения и теплоснабжения, городских водостоков, а также кабельные сети электроснабжения, телеграфной и телефонной связи, радиовещания и сигнализации специального назначения. Кроме этих сетей, образующих общую систему подземных коммуникаций города, возможны включения в нее нефтепроводов, труб пневматической почты, труб дренажных систем и т. п.

Подземные сети, располагаемые под улицами и площадями города, образуют сложные системы, в особенности на пересечениях улиц.

Городские подземные сети находятся в состоянии непрерывного развития. Строительство новых жилых районов и реконструкция существующей застройки влечет за собой прокладку и перекладку сетей на протяжении многих километров.

Вся основная сеть магистральных и транзитных трубопроводов, каналов и кабелей размещается под улицами города. Часть сетей оказывается под проезжими частями улиц. Прокладка новых и реконструкция существующих сетей, так же как и аварийные работы на сетях, сопровождаются разрытия-ми улиц, а при расположении сетей под проезжими частями вызывают нарушение дорожных одежд.

Разрытия улиц являются крайне неприятным явлением, так как нарушение целостности дорожных одежд приводит к понижению прочности и сокращению срока их службы. Возможная неравномерная осадка грунта в засыпанных траншеях не только разрушает дорожные одежды, но и создает неудобства в движении транспорта; такие же неудобства создаются и в период разрытия траншей. При этом наблюдается снижение скорости в движении транспорта и повышение аварийности. В санитарном отношении разрытия способствуют загрязнению улиц, увеличению пыли и затрудняют отвод поверхностных вод. Таким образом, разрытия улиц отрицательно воздействуют на дорожные одежды, движение транспорта и санитарное состояние города.

Разрытия тротуаров в меньшей степени, но также неблагоприятны для движения по ним и состояния их покрытий.

Для сокращения числа и площади разрытой осуществляется ряд мероприятий по организации и упорядочению всей системы подземных сетей в современных городах. К таким мероприятиям относятся:

применение наиболее прогрессивных способов размещения сетей под улицами и площадями города, а также на территориях жилых районов, микрорайонов и кварталов;
использование новейших прогрессивных способов производства работ по прокладке подземных сетей в условиях современного города;
комплексное проектирование городских улиц, включающее все элементы дорожного строительства и оборудования улиц, в том числе и подземные сети.
Городские подземные сети разделяются на трубопроводы, непроходные или полупроходные каналы, проходные подземные галереи-туннели, именуемые общими коллекторами, а также кабельные сети.

Подземные сети бывают: транзитные, магистральные и распределительные (разводящие). Последние из них располагаются на территориях микрорайонов и кварталов. Для транзитных подземных сетей характерно отсутствие на них ответвлений. Магистральные линии обычно прокладываются под улицами.

По глубине заложения различают сети глубокого заложения (канализация, водопровод, водостоки и пр.) и мелкого заложения (кабельные сети различного назначения, каналы телефонной канализации, теплосеть). Принято относить к глубокому заложению сети, располагаемые ниже зоны промерзания грунта. Сети мелкого заложения располагают в зоне промерзания грунта, что допускается технологией их эксплуатации.

По материалу трубопроводы разделяются на стальные, бетонные и железобетонные, кирпичные, асбестоцементные и керамиковые. Каналы и галереи сооружаются в настоящее время из бетона и железобетона, преимущественно в сборных конструкциях. Кирпичные каналы сооружают в исключительных случаях. Кабельные сети представляют собой линии кабелей бронированных или оцинкованных. Первые прокладывают непосредственно в грунте, они имеют надежную защиту от возможных повреждений (броню), а вторые размещают в каналах и галереях.

На сетях устанавливают фасонные части, служащие для соединения труб или кабелей, устройства отвлетвлений, включения и выключения отдельных участков сети и т. п. Для размещения этих частей и контроля работы сетей на них сооружаются смотровые колодцы, выходящие на поверхность земли.

Комплексное проектирование городских улиц и подземных сетей

Городские улицы проектируют комплексно с проектированием всех подземных сетей, которые должны быть размещены в их пределах. Задача всемерного сокращения разрытий и создания наиболее •благоприятных условий для эксплуатации сетей заключается в рациональном размещении сетей под улицами. Это расположение определяется размерами (габаритами) и взаимным положением элементов улицы, т. е. проезжих частей, тротуаров, полос зеленых насаждений. Общую композицию поперечного профиля улицы необходимо проектировать так, чтобы было обеспечено возможно более рациональное расположение под нею подземных сетей.

В целях создания наиболее оптимальных условий для размещения подземных сетей при проектировании улиц следует соблюдать •следующие требования:

а) ширина улицы должна быть такой, чтобы было обеспечено размещение всех подземных сетей с соблюдением норм приближения или удаления их от тех или иных элементов улицы;

б) ширина тротуаров, полос зеленых насаждений и других элементов улицы принимается такой, чтобы удовлетворять условиям целесообразного размещения подземных сетей;

в) взаимное расположение элементов улицы обязательно должно обеспечить размещение подземных сетей в наименьших допустимых расстояниях от застройки;

г) расположение деревьев, кустарника, троллейбусных и осветительных мачт и другого оснащения улицы осуществляется непременно с учетом лучшего размещения подземных сетей.

Для размещения сетей могут служить, в первую очередь, тротуары и полосы зелени между ними и проезжими частями, во вторую очередь — проезжие части.

Для удобного размещения подземных сетей тротуары должны быть возможно более широкими.

Можно рекомендовать примерную ширину тротуаров в крупных городах для главных магистральных улиц в 5,5 — 8,5 м, районных магистральных улиц 4,5 — 6 м и жилых улиц 3 ж.

Для размещения подземных сетей при проектировании улиц следует предусмотреть введение в их планировку широких зеленых полос. Ширина такой полосы определяется в зависимости от типа посадки деревьев и числа прокладываемых в зеленой полосе подземных сетей (трубопроводов).

Не меньшее значение имеет учет подземных сетей при реконструкции городских улиц. Как правило, коренная реконструкция магистральных улиц сопровождается переустройством ее подземного хозяйства не только в целях развития сетей, перекладки при изменении их сечений, замены старых пришедших в негодность и т. п., но и в связи с изменением планировки улиц для размещения сетей в более благоприятных условиях.

В качестве примера можно привести обычную перекладку кабельных сетей, оказавшихся при реконструкции улицы под проезжей частью. Необходимо, чтобы проект реконструкции улицы включал в себя и проект переустройства подземных сетей, обеспечивающий их рациональное размещение при новой планировке элементов улицы.

Необходимо соблюдать следующие общие правила прокладки подземных сетей под улицами города:

а) трассы трубопроводов, каналов и кабелей прокладывают прямолинейными;

б) трассы должны быть параллельны красным линиям или оси улицы;

в) каждая трасса может проходить только по одной из сторон улицы, без перебрасывания ее на другую сторону;

г) недопустима прокладка какой-либо сети над другой в продольном направлении;

д) на перекрестках и на ответвлениях предусматривается пересечение сетей в разных уровнях.

При проектировании учитываются все подземные сети, которые предполагается прокладывать, а также перспективное развитие подземного хозяйства, для чего предусматриваются резервные места в плане улиц.

В комплекс подземных сетей, наиболее часто встречающихся под городскими магистралями, а иногда и улицами местного значения, входят: трубопроводы городского водопровода, канализации, газоснабжения и теплоснабжения, водосточные сети, а также кабели электросети, уличного освещения, электротранспорта, телеграфной и телефонной связи, радиовещания и сигнализации разного назначения.

Комментарии запрещены.