Инженерные сети

Трассировка инженерных сетей в увязке их между собой и с размещением зданий, сооружений, элементов озеленения, а также с профилем проездов и магистралей является одним из важных вопросов инженерного решения планировки территории промышленных предприятий.
Инженерные сети подразделяют следующим образом:

сети общего назначения — водопроводные, канализационные, водосточные, теплофикационные, газовые, дренажные;
электросети всех видов;
сети производственные или технологические— для передачи жидких и газообразных продуктов, легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, а также взрывоопасных и инертных газов.
Для промышленного предприятия или групп предприятий надлежит проектировать единую систему инженерных сетей, размещаемых в специально отведенных технических полосах.
Инженерные сети могут быть подземными, наземными и надземными, а также могут располагаться в открытых траншеях. Для уменьшения ширины улиц и удобства эксплуатации сетей при размещении последних следует, как правило, применять совмещенную прокладку сетей различного назначения в общих коллекторах, траншеях, каналах или эстакадах с соблюдением соответствующих санитарных и противопожарных требований и правил безопасности эксплуатации сетей. Большую часть сетей обычно располагают под землей. Поэтому выбор ширины внутризаводских улиц и проездов в значительной степени зависит от организации подземного хозяйства. Поскольку сети подземного хозяйства для ремонта или осмотра могут потребовать вскрытия, следует избегать укладки их под проезжей частью, разрушение и восстановление которой сопряжено со значительными затратами. Под проезжей частью могут быть размещены только сети ливневой канализации и проходные тоннели, не требующие вскрытия при авариях.
Ширина улиц и проездов по условиям размещения инженерных сетей принимается иногда больше, чем это необходимо для санитарной и пожарной безопасности в соответствии с технической необходимостью.
Bce подземные сети следует трассировать прямолинейно и параллельно линиям застройки магистралей, улиц и проездов. Укладка сетей (при траншейной индивидуальной прокладке) должна вестись в определенной последовательности от линии застройки к проезжей части.
Подземные сети не допускается размещать в зоне распространения давления от фундаментов зданий и сооружений. Поэтому ближе к зданию должны укладываться сети, требующие наименьшего заглубления, а за ними — сети большего заглубления.
Подземные сети при одностороннем размещении на внутризаводском проезде необходимо укладывать в следующей последовательности от линии застройки к проезжей части: слаботочные сети, технологические сети в зависимости от назначения, теплопроводы (в том числе укладываемые в каналах), газопроводы, водопроводы, канализационные сети, водостоки.
Расстояния между сетями должны быть минимальными. При их назначении принимается модуль 100 мм или укрупненный модуль 600 мм. Пересечения проездов и улиц инженерными сетями и коммуникациями, а также устройства ответвлений, вводов и выпусков следует осуществлять под прямым (или близким к нему) углом.
Совместная прокладка сетей в тоннеле (а также на эстакаде) должна производиться с учетом особенностей отдельных сетей и их влияния на соседние, сети. Допускается группировать тепловые сети с водопроводными (водопроводные линии размещаются под тепловыми), тепловые сети с воздуховодами, энергетические сети с некоторыми видами технологических сетей (транспортирующих негорючие и невоспламеняющие жидкости, инертные газы и пр.), некоторые виды самотечных сетей малых диаметров (материалопроводы, если это допускается то условиям техники безопасности).
Самотечные сети ливневой и хозяйственно-фекальной канализадеи, вследствие больших диаметров сетей и уклонов, а также санитарно-гигиенических требований, в тоннелях не укладывают. По тем же причинам и условиям техники безопасности, а также в соответствии с противопожарными требованиями не допускается укладка в тоннелях и общих каналах газопроводов и некоторых других видов сетей и коммуникаций.
Особое влияние на архитектурную организацию проездов оказывают тепловые сета, которые чаще всего укладывают в проходных каналах-тоннелях и непроходных каналах. Наземные надстройки тоннеля, как вентиляционные шахты и входы, следует относить с оси тоннеля и располагать в зоне зеленых насаждений. Большие габариты проходных тоннелей, достигающие высоты 3 м и ширины 4 м и более, почти исключают возможность пересечения с ними самотечных сетей. Пересечение этих сетей с тоннелем влечет за собой или излишнее заглубление самотечных линий с устройством дополнительной перекачки, или необходимость укладки дюкеров. При малых уклонах и самотечных сетях дюкер быстро засоряется и неудобен в эксплуатации. Поэтому правильный выбор трассы теплофикационного тоннеля приобретает большое значение в инженерном и архитектурно-планировочном отношении.
Проходные тоннели в местах их примыкания к производственным корпусам должны иметь удобные соединения с подвалами зданий.
Для наиболее целесообразной увязки между собой всех подземных сетей следует составлять сводный план подземных коммуникаций и руководствоваться им при детальной разработке отдельных сетей. Для многих сетей по технико-экономическим показателям или местным условиям (высокое стояние уровня грунтовых вод, отсутствие свободных мест в профиле проезда и т. д.) может быть целесообравна надземная прокладка, осуществляемая по стенам и кровлям зданий, столбам, мачтам или по эстакадам. Надземная прокладка допускается для всех коммуникаций сетей, кроме противопожарных водопроводов, канализации, промышленных, сточных, фекальных и ливневых вод.
Высота расположения надземных сетей должна обеспечивать проезд наземного транспорта. Развитые надземные инженерные коммуникации следует рассматривать как существенный элемент в архитектуре предприятий, особенно предприятий химии, нефтедобычи, нефтепереработки и т. п.
Наземная прокладка инженерных сетей (на столбиках, специальных прокладках и пр.) целесообразна в особых местных условиях, например в районах вечной мерзлоты. В строительстве получает распространение наземная прокладка в открытых траншеях, допускаемая при условии соблюдения техники безопасности и соответствующей защиты сетей от повреждений. Размещение наземных трубопроводов не должно стеснять движения транспорта. В связи с этим над открытыми траншеями предусматривается устройство мостиков. Наземные сети, однако, не допускается располагать в пределах полосы, отведенной для укладки подземных сетей в траншеях и непроходных каналах, требующих периодического доступа к ним при эксплуатации.
Не менее важным вопросом инженерного решения планировки территории является организация рельефа площадки, связанная с так называемой вертикальной планировкой, необходимой в следующих случаях:
для установления отметок полов зданий и и сооружений;
для устройства железнодорожных путей при допускаемых техническими условиями уклонах (без значительных насыпей и выемок во избежание нежелательных пересечений путями территории промышленного района и заводских площадок);
для согласования профиля безрельсовых дорог и проездов с отметками железнодорожных путей и полов зданий и сооружений;
для обеспечения отвода атмосферных вод с территории предприятий, предотвращения повышения уровня грунтовых вод и заболачиваемости участков;
для устройства при наличии сложного рельефа террас, лестниц, пандусов, подпорных стенок и т. п.;
для согласования глубины заложения фундаментов, подземных сетей и сооружений с проектируемым рельефом территории;
для определения объема земляных работ на площадке предприятия и территории промышленного района— баланс земляных работ.
При крупных размерах участка даже небольшой уклон поверхности может дать значительную разность отметок, приведение же их к одному уровню требует дорогостоящих планировочных работ. При выборе отметок планировки территории в целях уменьшения земляных работ следует исходить из условий наименьшего изменения существующего рельефа и уравнения объемов выемок и насыпей, соблюдения удобства прокладки и эксплуатации транспортных путей, сетей коммуникаций, отвода атмосферных вод и прочих планировочных требований.
В зависимости от типа зданий и плотности застройки территории применяют сплошную, выборочную, или местную, и смешанную систему вертикальной планировки.
Сплошная система вертикальной планировки предусматривает выполнение планировочных работ по всей территории; эта система применяется при застройке крупными блоками и при большой плотности застройки, а также при большой насыщенности территории дорогами и инженерными сетями. При меньшей плотности застройки и ином характере зданий (павильонном) применяют выборочную, или местную, планировку, предусматривающую выполнение планировочных работ на участках строительства групп производственных зданий и сооружений с шхранением естественного рельефа на остальной территории, либо смешанную, предусматривающую сплошную планировку отдельных зон и выборочную планировку остальной территории.
В зависимости от характера рельефа и застройки применяют бестеррасную схему вертикальной планировки при отсутствии значительных уклонов рельефа и террасную—при крутых (более 0,03) уклонах. Террасное расположение зданий и сооружений в то же время усложняет устройство железнодорожного и автомобильного транспорта.
Планировка территории и выбор планировочных отметок должны обеспечить сток дождевых вод с отдельных участков территории и кровель зданий (при наружном водоотводе) к водосточной сети или естественному водоприемнику (водоотводные устройства — лотки, кюветы — устраивают параллельно проезжей части дорог и тротуаров). Уклоны поверхности площадки надлежит принимать не менее 0,003 и не более 0,05 для глинистых грунтов; 0,03 для песчаных грунтов; 0,0,1 для грунтов легко-размываемых (лёсс, мелкие тески) и 0,03 для вечномерзлых грунтов.
Уровень полов первого этажа промышленных зданий должен быть выше планировочной отметки примыкающих к зданиям участков не менее чем на 16 см. Для уменьшения типоразмеров при вертикальной планировке следует принимать модуль 0,3 или полумодули 0,15 м.
На основном чертеже проекта вертикальной планировки обозначается сетка квадратов со сторонами от 20 до 100 м (в зависимости от величины площадки и сложности рельефа) с указанием так называемых «черных» (естественных), «красных» (проектируемых) и «рабочих» (разность между черными и красными) отметок. Этот чертеж может быть наглядно представлен картограммой земляных работ.
Расчет объема земляных работ по сетке квадратов определяется умножением средней рабочей отметки на площадь квадрата. Кроме указанного способа подсчета земляных работ по квадратам существует способ подсчета то поперечным профилям. При составлении окончательного баланса насыпей необходимо учитывать землю, получаемую при рытье котлованов для прокладки инженерных сетей и фундаментов, а также увеличения объема грунта при его рыхлении. Характерным чертежом проекта вертикальной планировки является план организации рельефа площадки, показывающей отметки полов зданий и сооружений, железнодорожных и безрельсовых дорог, уклоны и точки перелома продольных профилей дорог, направление уклонов территории для поверхностного отвода атмосферных вод.

Комментарии запрещены.