Конструкция трубопроводов, материал труб. Конструкции трубопроводов

Конструкции трубопроводов

Магистральный трубопровод представляет собой непрерывную трубу с диаметром более 1000 мм, вдоль которой размещаются сооружения, обеспечивающие перекачку продукта при заранее заданных параметрах (давление, температура, производительность).

Состав этих сооружений зависит от целевого назначения трубопровода. Так, газопровод включает (рис. ХУЛ): головные сооружения, в которые входят установки по очистке газа и компрессорные станции в начальной точке газопровода; линейную часть, состоящую из собственно трубопровода и промежуточных компрессорных станций; газораспределительные станции (ГРС) и подземные газохранилища, возводимые в конце трубопровода; станции катодной защиты.

Подобную же структуру имеет, и магистральный нефтепровод.

Все компрессорные и насосные станции, так же как и вспомогательные сооружения и емкости для приема и хранения продуктов, представляют собой сооружения, фундаменты для которых проектируются в зависимости от габаритов сооружений и действующих нагрузок при полном учете особенностей инженерно-геологической обстановки. Линейная часть трубопровода может возводиться по четырем схемам: подземной, наземной, надземной и подводной.

Причем подземная схема применена на 98% длины всех возведенных трубопроводов. По этой схеме трубы укладываются в предварительно подготовленную траншею на глубине не менее 1 м от верхней образующей трубы до дневной поверхности, называемой глубиной заложения. От глубины заложения трубопровода во многом зависит надежность его эксплуатации: защита труб от механических повреждений, защита изоляции труб от прямого атмосферного воздействия, выравнивание температурных колебаний при суточных, сезонных, многолетних изменениях температуры.

Чугунные раструбные трубы получили большое распространение при подземных прокладках. Эти трубы и соединительные фасонные части к ним по действующему ГОСТ 5525-88 рассчитаны на нормальное давление не более 1,0 МПа и на повышенное не более 1,6 МПа. Их выпускают диаметром от 50 до 1000 мм и длиной от 2 до 5 м, причем большая длина соответствует большему диаметру. Для предохранения от ржавления трубы и фасонные части при их изготовлении асфальтируют в горячем состоянии.

Чугунные трубы отличаются высокой прочностью, значительной противокоррозионной сопротивляемостью, простотой соединения и долговечностью.

Стыки раструбных труб заделывают сначала просмоленной или битуминозной прядью, а затем асбестоцементом, цементом и серосплавом. Асбестоцементные стыки эластичнее цементных, в этом заключается их преимущество. В исключительных случаях (при авариях, особо агрессивных водах и пр.) для заделки стыков применя­ется свинец.

Узлы на водопроводной сети монтируются при помощи фасонных час­тей, отливаемых из чугуна заводским способом. Применяют: тройники и кресты (для ответвлений), колена и отводы (при изменении направ­ления трубопровода), переходы (при изменении диаметра), патрубки (для перехода от раструбных соединений к фланцевым).

Стальные трубы выдерживают большее внутреннее давление (свыше 10 МПа, ГОСТ 10704-91 и ГОСТ 8696-74) и имеют меньшую, чем чугунные, толщину стенки. Однако стальные трубы подвержены коррозии в большей степени, чем чугунные, поэтому укладывать их можно только с изоляцией.

Трубы выпускаются диаметром от 20 до 1 400 мм, толщина стенки от 3 до 14 мм.

Для прокладки водопровода стальные трубы используют лишь в обос­нованных случаях (как правило, при высоких давлениях в сети, под проездами с интенсивным движением, при пересечении водопроводных линий с другими трубопроводами и пр.).

Соединяют стальные трубы главным образом сваркой стыков. Преи­мущество этого способа – высокая прочность и герметичность. Для соединения различного рода арматуры (задвижек, клапанов и пр.) ис­пользуют фланцевые соединения. Их размещают внутри камер и поме­щений, а также в местах, легкодоступных для ремонта и осмотра. Между соединительными поверхностями фланцев кладут прокладки из резины или промасленного картона.

Для защиты от коррозии укладываемые в грунт стальные трубы пок­рывают изоляцией на основе нефтяного битума и резиновой крошки.

Асбестоцементные трубы (ГОСТ 539-80) имеют ряд преимуществ по сравнению с металлическими трубами: малый вес, гладкая внутренняя поверхность, лучшая стойкость против коррозии, диэлектричность. Однако им при­сущи существенные недостатки: малая сопротивляемость ударам и зна­чительное понижение прочности при падении на твёрдое основание. Промышленностью выпускаются напорные трубы ВТ6, ВТ9, ВТ12 под давление соответственно 0,6; 0,9; 1,2 МПа, диаметром от 100 до 500 мм, длиной 3-4 м.

Асбестоцементные трубы соединяются с помощью муфт двух типов: асбестоцементных с резиновыми уплотнителями или чугунных с болто­выми стяжками и резиновыми уплотнителями. Последнее соединение более герметично, но такие муфты не подлежат повторному использованию при ремонте трубопровода; этот тип соединения более дорогой. Наружные размеры асбестоцементных труб приняты аналогичными с чугунными трубами, поэтому допускается применение чугунных фасонных частей при устройстве водопровода.

Железобетонные напорные трубы (ГОСТ 12586.0-83) также используются для сооруже­ния водопроводных сетей. Они имеют внутренний диаметр от 500 до 1600 мм и длину 5 м. Соединение этих труб производится при помощи раструбов или надвижных муфт с резиновыми прокладками. Рассчитаны на давление 0,5; 1,0; 1,5; 2,0 МПа.

Материал

Полиэтилен и полипропипилен являются термопластиками, обладающиe превосходными качествами для применения их в водопроводящих и канализационных системах, а также для изготовления ёмкостей для хранения жидкостей и твердых материалов. Полиэтилен и полипропилен – это экологичные материалы, устойчивые к воздействию большинства химических веществ, и прекрасно подходящие для транспортировки и хранения различных жидкостей.

Трубы могут быть изготовлены из следующих термопластов:

Полиэтилен высокой плотности (PE 80 и PE100)

Полипропилен-рандом (PP-R)

Гомогенный полипропилен (PP-H)

Невоспламеняющийся полипропилен (PP-S)

Комментарии запрещены.