Работы Щитом

В процессе эксплуатации щита суточная скорость проходки достигала 15 м тоннеля. Только на 1-й очереди Ленинградского метрополитена было пройдено механизированным щитом около 12 км тоннеля. При сооружении 2-й очереди Ленинградского метрополитена для проходки под р. Невой разработку и погрузку породы на транспортеры под сжатым воздухом осуществляли в закрытой рабочей зоне, отделенной мощной стальной диафрагмой.

Проходка вместо 10,5 месяцев по плану была осуществлена за 3 месяца.

При этом отпала необходимость сооружения дорогостоящих аварийных перемычек и промежуточных шлюзовых камер.

Советскими и зарубежными конструкторами разработан ряд механизированных щитов.

Многие из них нашли практическое применение. При проходке лондонского метро в глине применяли турбинный экскаватор системы Прайса с мотором в 50 л. с. Экскаватор помещали впереди щита, в голове его, и продвигали вместе с ним. Экскаватор состоял из расположенных по периферии совков, которые, вращаясь вокруг центральной оси, разрабатывали породу и направляли ее через желоб на транспортер и далее для погрузки в вагонетки.

При скорости около четырех оборотов в минуту и диаметре щита 3,86 м скорость проходки таким щитом доходит до 10 м сутки.

При встрече с валунами темпы проходки значительно замедлялись. Приходилось разбивать валуны отбойными молотками или же взрывать их. Работы по возведению долговременных подземных сооружений при помощи щита можно подразделить на три стадии: 1) монтаж щита в особой камере, в шахте или на поверхности земли, если работы щитом предполагается вести с открытой отлогости прямо с поверхности земли; 2) возведение подземного сооружения (щитовая проходка); 3) демонтаж щита.

Комментарии запрещены.