Комбинированная изоляция
Зонт подвешивают к внутренней поверхности тюбингов посредством траверсы, выполненной из ацеида (прессованные асбоцементные доски) и асбоцементной арки, которая перекрывает щель стыка картин. Эта арка имеет через каждые 75 см шпильки, к которым прикрепляют прижимные накладки из ацеида, несущие пацель самого свода. Каждую панель крепят шестью болтами посредством прижимных накладок.
Места для накладок отформованы в картинах плоскими. При устройстве зонта применяли асбоцементные картины размером 1,5X1,5 м и толщиной 10 мм. Окраска зонта выполнена в заводских условиях перхлорвиниловыми эмалями (ПХВ-1 белая), поэтому не нужны малярные работы не только после сборки зонта, но даже и в период эксплуатации, так как окрашенную поверхность можно мыть горячей водой.
Зонты получили распространение для изоляции станционных тоннелей метрополитена, а также отдельных долговременных подземных фортификационных сооружений, имеющих, главным образом, тюбинговую обделку.
Металлическая изоляция представляет собой слой металла толщиной 2-3 мм и более, уложенный по наружному или внутреннему контуру конструкции сооружения. Соединение отдельных листов металла выполняют обычно сваркой.
Металлическую гидроизоляцию устраивают следующим образом.
Отдельные листы металла укладывают на расстоянии 1-2 см от поверхности кладки (при внутренней изоляции) или от защитного слоя (при наружной изоляции) на прокладках из бетонных шашек, полос железа и т. п. После укладки листы металла герметически сваривают. Зазор между металлом и изолируемой поверхностью заполняют цементным раствором путем заливки или нагнетания.
Нагнетание раствора производят через отверстия, устроенные в металлической изоляции.
К отверстиям приваривают обрезки трубок, имеющие нарезку или фланцы. После заполнения зазора раствором отверстия глушатся пробками.
С поверхности уложенную изоляцию покрывают защитным слоем из бетона, железобетона или цементного раствора.