Цементно-песчаный раствор

Блоки изготовляли из бетона марки 400 без болтовых связей. Для повышения водонепроницаемости блоков бетонную смесь приготовляли жесткой (водоцементное отношение 0,3). При монтаже блоки в пределах кольца соединяли при помощи двух штырей-фиксаторов, устанавливаемых в отверстия на торцовой поверхности блоков. В продольном направлении кольца между собой не соединялись.

Гидроизоляция достигалась применением чеканки швов расширяющимся цементом и, кроме того, боковые поверхности блоков смазывали гидроизомастом.

Гидроизомаст состоит из смеси 35-40% асидолмылонафта и 65-60% расширяющегося безусадочного цемента.

Мастика наносится слоем 1-2 мм. Через час она начинает схватываться и, затвердев, становится водонепроницаемым материалом. Для нагнетания за обделку применяют цементно-песчаный раствор 1:3с добавкой хлористого кальция (7% по весу) для ускорения твердения и 2% алюмината натрия для повышения водонепроницаемости.

Из сборных железобетонных и бетонных блоков возведено большое количество подземных сооружений за границей. Например, тоннели метрополитена в Нью-Йорке с внешним диаметром 6,0 м, толщиной обделки 0,45 м и общей протяженностью 2,1 км, гидротехнический тоннель в Детройте с наружным диаметром 6,3 м, толщиной обделки 0,46 м и протяженностью 3,7 км и др. В СССР ряд тоннелей закреплен сборными конструкциями из блоков.

Например, Невинно мысский гидротехнический тоннель с наружным диаметром в 6,5 м, толщиной обделки 0,4 м и протяженностью 1,4 км, Мингечаурский гидротехнический тоннель с внешним диаметром 6,5 м, толщиной обделки 0,4 м и протяженностью 0,410 км и др. Впервые обделка из железобетонных тюбингов была применена в 1939 г. на строительстве лондонского метрополитена.

Внутренний диаметр этих тоннелей составляет 3,66 м. Тюбинг представляет собой сегмент в виде открытой коробки с четырьмя бортами, имеющий плиту-оболочку с кривизной по радиусу тоннеля.

Комментарии запрещены.