Краткий очерк развития теории расчета подземных конструкций

Теория расчета подземных конструкций начала развиваться с конца XX в. и прошла несколько этапов. В 1881 г. русский ученый X. С. Головин опубликовал работу Одна из задач статики упругого тела, в которой впервые предложил точное решение упругого кривого бруса. До этого сводчатые конструкции, в том числе обделки подземных выработок, рассчитывались приближенными способами расчета.

Первый этап развития теории подземных конструкций характеризовался учетом воздействия окружающего грунта только как нагрузки; Монолитную каменную или бетонную конструкцию рассматривали находящейся под воздействием только активного давления грунта; пассивное сопротивление породы не учитывали учета его упругого сопротивления Этот способ был использован в России при проектировании Сурамского тоннеля (автор конструкции инженер Л. Ф. Николаи), а также при составлении проекта подводного железнодорожного тоннеля у г. Горького в начале XX в. Сборную металлическую или бетонную обделку кругового очертания, применявшуюся при проходке выработок щитом, рассчитывали как абсолютно жесткое тело при тех же предположениях; отпор грунта снизу определяли из условия равновесия.

Основным недостатком этих способов расчета являлся неучет влияния грунта как среды, участвующей в работе конструкций, на напряженное состояние последней.

В результате этого получались тяжелые конструкции, имеющие избыточные запасы прочности. Появилась необходимость уточнения существующих способов расчета.

Комментарии запрещены.