Защита стальных трубопроводов от коррозии

Защита стальных трубопроводов от коррозии

Для защиты стальных трубопроводов от коррозии наиболее часто и широко применяются битумные покрытия. На увеличение срока службы такого покрытия большое влияние оказывает степень его прилипания к трубе. Для этого трубы предварительно покрывают слоем грунтовки, состоящим из смеси 25% битума и 75% бензина. Введение в грунтовку поверхностно-активных веществ увеличивает эффект прилипания. В качестве таких добавок НИИСтройнефти рекомендует олеиновую кислоту (0,1 1% веса битума) или нефтенат (1-5% веса битума).

Для больших трубопроводов (при диаметрах до 1200 мм) на Московском водопроводе успешно применяли химическую очистку от ржавчины и окалины при помощи ингибированной кислоты с последующим покрытием поверхности труб пассиваторами, способствующими лучшему сцеплению изоляции с поверхностью труб. Этот опыт теперь используется и на других водопроводах. Покрытие применяется в виде ряда слоев битумной эмали, состоящей из битума марки IV или смеси III и IV с минеральными заполнителями (каолин, молотый известняк, сызранский асфальтовый камень с 4-6% естественного битума, 1,5-2,5% по весу-асбеста).

Битум БМ представляет собой битум марки БН-4 с нижним пределом температуры размягчения по методу «кольцо и шар» не менее 70°, а битум БТ — битум марки БН-4 с нижним пределом размягчения не менее 80°.

Прочность битумного покрытия повышается с введением многослойное. Типы битумной изоляции, принимаемые в зависимости от коррозийных свойств грунтов.

Большей механической прочностью отличается асфальтопесчаная изоляция, состоящая из битума (12-15%) и порошкообразного известняка с кварцевым песком. Гранулометрический состав наполнителя подбирается из расчета получения максимально плотной смеси. Такая смесь в нагретом состоянии не обладает свойствами текучести и должна наноситься при помощи стационарной установки.

На нефтепроводе Гавр — Париж, по имеющимся отзывам, успешно применили битумную изоляцию, армированную стеклянной лентой.

Высокой сопротивляемостью механическим воздействиям и не значительной текучестью отличается изоляция в виде битумно-резиновой смеси. Экономические соображения задерживают широкое внедрение в практику этого материала.

Хорошие результаты на трубах больших диаметров дает применение борулина. Он представляет собой смесь битума и асбеста, прокатанную в листы и ленты. Борулиновая обмотка на специальной клебемассе образует на трубе покрытие, обладающее высокой твердостью и значительными защитными свойствами.

Для труб крупных диаметров в качестве защитного покрытия применяют материал, носящий название «металлоизол». Основой металлоизола служит термически обработанная алюминиевая фольга толщиной 0,23 мм из стандартного алюминия А-99. Фольгу покрывают битумной мастикой из битумов № 3 и № 5 в пропорции 4:1с добавкой 24% (по весу) асбестового волокна № 7. Общая толщина листа металлоизола — 1,8 мм.

Металлоизол обладает значительным сопротивлением на разрыв, что предохраняет изоляцию от повреждений.

Битумные покрытия относительно дешевы, удобны, просты в производстве и достаточно стойки в отношении почвенной коррозии. Значительно хуже реагирует битумная изоляция при коррозии, вызываемой блуждающими токами. Битумные покрытия уже в первые годы эксплуатации теряют свои диэлектрические свойства. В результате битумная изоляция является ненадежной. При наличии блуждающих токов ее можно применять лишь в сочетании с другими средствами защиты, лучше всего — с электрическими. Асфальтовые и пековые покрытия обычно применялись в смеси с битумом. Практически их свойства ничем не отличаются от изоляций на битумной основе.

Лакокрасочные покрытия не получили пока широкого распространения на подземных трубопроводах. Однако их дешевизна и легкость производства работ дают основания рассчитывать на возможность применения этих покрытий по мере усовершенствования и улучшения их сцепления с металлом.

Пластмассы являются новым материалом. Ряд их качеств свидетельствует о том, что они являются антикоррозийными в электростойкими покрытиями.

Комментарии запрещены.